Легендарные виниловые диски Melodia: возвращение к классике

Биоэлектрические сигналы рыб, стихиры ивана грозного и попугай гоша: 10 самых диких пластинок фирмы «мелодия» Мелодия

Всесоюзная “Мелодия”

Первая долгоиграющая пластинка, наиболее привычная для нас сегодня, хоть и монофоническая, была произведена на Апрелевском заводе в 1951 году. Но стереофония не заставила себя долго ждать и уже к 1958 году на производство были поставлены стереофонические пластинки. Они вышли после принятия общего стандарта RIAA для записи пластинок и соответствовали ему.

Надпись вверху этикетки «Всесоюзная фирма грампластинок МЕЛОДИЯ”, известная сегодня по всему миру, датируется 1964 годом. Это год основания фирмы Мелодия, объединившей фабрики по производству пластинок и студии звукозаписи. Этим объединением Мелодия возглавила государственную монополию по изготовлению, распространению и обороту звукозаписей. Можно считать, что именно в этот момент этикетки приобрели привычный сегодня вид.

По мере распространения винила помимо Апрелевского завода, производство пластинок было организованно и в других городах. Производством пластинок стали заниматься Ташкентский (слева), Ленинградский (справа), Тбилисский и Рижский заводы.

Содержимое этикетки

Нижняя часть этикетки повествует об исполнителе, авторе или оркестре, списке композиций или отдельных частей, или же об музыкальных инструментах. На совсем старых пластинках информация о содержимом пластинки не была столь красноречива, как мы привыкли ее видеть. На пластинках ставился шифр, скрывающий под набором цифр тип записи и исполнения.

Наиболее загадочной для непосвящённого меломана является средняя часть этикетки, на которой можно найти ряд шифров. Расположение шифров может быть различно, но все они непременно присутствуют на этикетке.

Монофонические записи обозначались треугольником, стереофоническая — двумя скрещенными кругами. На многих пластинках для большей наглядности красуется слово СТЕРЕО. Рядом с типом записи располагается значение скорости воспроизведение в об/мин (33 или 45).

Справа (как правило) цифрами 1 и 2 указывается номер стороны пластинки. Бывает, что все композиции не умещаются на одной пластинке, в таком случае конверт реализуется как книжка, а пластинки соответственно обозначаются по порядку следования 1,2,3,4…

Ценность LP от Мелодии сегодня

Общий тираж пластинок Мелодии посчитать сложно. Компания выпустила миллионы винила разного формата. Ее пластинки были в каждом доме советского человека. Настоящие меломаны собирали целые коллекции. Заказать их можно было по почте или приобрести в любой точке союзпечати. И дети, и взрослые плясали под зажигательную музыку советских и зарубежных эстрадных исполнителей.

Но и среди этой массовости есть настоящие шедевры. Рассмотрим самые востребованные у коллекционеров экземпляры:

  • Группа “Radar”, альбом “Trofee”. Выпущено всего 2000 экземпляров. Тиражировалась пластинки только на Рижском заводе в 1984 году.
  • “Звездный вираж” – сборник инструментальной музыки. Его главная Уникальность – черные пятаки, которые делались исключительно для экспортных пластинок.
  • Инструментальная группа “Аэротон” – осталось мало экземпляров в хорошем качестве. Общий тираж составил всего 15000.
  • Альбом “Magic Fly” группы Space. Точнее не весь альбом, а персия конверта, на котором остался крест на шее исполнителя. Это крайне редкие экземпляры, поскольку из-за этого самого креста тираж был изъят из продажи, а конверты заменены на отредактированные.

Это далеко не все пластинки, которые считаются достаточно ценными. Одни исполнители выпускались небольшими тиражами, другие альбомы безжалостно уничтожались мамами и учителями из-за неприемлемого содержания песен. По этой причине сегодня их трудно найти, да еще и в хорошем состоянии. Дороже стоят первые тиражи, чуть дешевле – переиздания любых годов. В то же время специальные выпуски, как тот же “Герой Асфальта” могут иметь истинную коллекционную ценность.

Самому определить, насколько дорогие пластинки Мелодии есть в коллекции, порой достаточно трудно. Для этого стоит обратиться за помощью к профессионалам. Оценщики быстро и квалифицировано изучат все особенности отдельной пластинки или ценность всей коллекции.

Скупка антиквариата “Ретро Мир” предложит за них лучшую цену на рынке. Приобретение предметов старины возможно за наличные. Есть вариант покупки всей домашней обстановкой, если это интерьер времен советских времен. Это не только освободит комнаты от старых вещей, но и даст дополнительные деньги для их ремонта. Не стоит спешить выбрасывать вещи, порой они оказываются настоящими сокровищами, будь то пластинка, проигрыватель или маленькая фарфоровая чашечка с серебряной ложечкой.

Валентина Пономарева — Terra Incognita (1990)

Те, кто в 1984 году слышал композицию «А напоследок я скажу» в фильме Эльдара Рязанова «Жестокий романс», наверное, и подумать не могли, что исполнившая ее Валентина Пономарева через несколько лет станет одной из самых радикальных авангардисток СССР. Действительно, став к середине 1980-х знаменитой исполнительницей романсов и цыганских песен, Пономарева резко поменяла свой профиль. Во времена перестройки она начинает сотрудничать с авангардными джазовыми музыкантами вроде Сергея Летова и записывает пластинки Intrüsion и «Искушение», максимально непохожие на всё ее предыдущее творчество. Однако еще более необычной получилась работа Terra Incognita, музыку для которой написала София Губайдулина, один из главных композиторов СССР. На протяжении всей пластинки Пономарева крайне правдоподобно изображает колдовские ритуалы, пришептывая и завывая. Скажу откровенно: мне страшно слушать альбом Terra Incognita. Создается впечатление, что запись сделана не в студии, а в лавкрафтианских мирах, где жрецы призывают неведомых существ из других вселенных. Жуть.

Кола Бельды — «Белый остров» (1988)

Для большинства русских слушателей Кола Бельды навсегда останется исполнителем песен вроде «Увезу тебя я в тундру», этаким карикатурным нанайцем, отвечавшим на эстраде СССР за все народы Крайнего Севера и Дальнего Востока. Однако в действительности его творчество куда глубже и интереснее, и главное подтверждение этому — последний альбом Бельды, «Белый остров». Еще за несколько лет до него, на пластинках «Хейдже (Здравица)» и «Приди, весна», Бельды вовсю экспериментировал, соединяя песни малых народов Советского Союза с современными аранжировками, и получал на выходе дикую смесь фолка, диско и прогрессив-рока. На «Белом острове» он вместе с главным аранжировщиком альбома Александром Лавровым создал неимоверно наэлектризованную картину Крайнего Севера. Моднейшие синтезаторы смешаны с малоизвестными народными инструментами, а поверх всего этого, словно снежный дракон, извивается добрый голос шамана Кола Бельды. Подан этот замес вполне минималистично, чтобы лишние детали не отвлекали от потустороннего звучания музыки. Результат ошеломителен и не похож ни на что другое в истории советской звукозаписи. Да что там, в истории мировой звукозаписи тоже.

Номер пластинки

Любая пластинка была изготовлена по ГОСТу, который указан в обязательном порядке. Например ГОСТ 5289-80. Последние две цифры обозначаю год его утверждения.

Под ГОСТом на этикетке указан номер пластинки. Он присваивается пластинке сразу после создания мастер копии на металлическом диске. А уже затем с главной копии создается матрица, при помощи которой штампуется необходимый тираж. Указанный набор цифр это не просто порядковый номер пластинки, это шифр, в котором кратко отражена информация о пластинке и ее записи.

В начале идет буква

Она обозначает тип записи: С — стерео, М — моно. До 1980 года так же были пластинки на которых указывались сразу обе буквы — СМ. Такая аббревиатура означает, что данная пластинка пригодна для воспроизведения как на более старых моно-проигрывателях так и на стереофонических (с небольшими потерями). Буква А — это еще одна буква, которую можно встретить на более поздних пластинках. Появляться она стала начиная с 1982 года в связи с началом использования цифровых фонограмм при ее записи.

Первая цифра номера пластинки характеризует жанр записи:

  • — общественно политические, документальные записи и гимны
  • 1 — симфоническая, оперная и хоровая музыка
  • 2 — русская народная музыка
  • 3 — творчество народов СССР
  • 4 — драматургия, поэзия, проза
  • 5 — записи для детей
  • 6 — эстрадная музыка, джаз, оперетта и песни советских композиторов
  • 7 — уроки, лекции и прочие учебные записи
  • 8 — фольклорная музыка народов зарубежных стран
  • 9 — прочие записи, например измерительные для настройки аппаратуры

Остальные цифры

После этого следуют 4-5 цифр обозначающие каталожный номер записи. При этом вторая сторона имеет следующий по увеличению номер. В самом конце имеется дополнительный код из трех цифр, необходимый для торгующих организаций.

«Говорит попугай Гоша» (1980)

Полевые записи с голосами птиц были обычным делом для «Мелодии», однако этот релиз резко выделяется из общей массы. Маленькая семидюймовая пластинка — бенефис Гоши, волнистого попугая из Киева. Целых десять минут Гоша демонстрирует свой богатый словарный запас, который, по словам его хозяйки Р. А. Олевской, составлял не менее 150 слов. Помимо стандартных для говорящих попугаев фраз, Гоша дает полезные советы: «Дедушка, купи „Спортлото“, выиграешь 5 тысяч»; напоминает о главном: «Люди, берегите мир. Любите природу»; закашлявшись, просит: «Дай папироску закурить»; обнаруживает неплохой музыкальный вкус: «Люблю песню, поет Лещенко». И, наконец, дает понять, что многим из нас тоже хотелось бы стать попугаями: «Гошенька хочет кушать просо, пить водичку в клеточке».

Сергей Самойлов — «Пришельцы» (1990)

В советской музыкальной индустрии композитор Сергей Самойлов долгое время был, если так можно выразиться, обслуживающим персоналом: писал музыку для передач ленинградского телевидения, для кино, аккомпанировал на записях Ирине Понаровской и Людмиле Гурченко. И только в перестройку Самойлову удалось заявить о себе как о самостоятельном авторе: в 1988 году вышла его дебютная пластинка «Антигравитация. Размышления за роялем». Через два года «Мелодия» выпустила вторую работу Самойлова — «Пришельцы», на которой творческий метод композитора достиг наивысшего развития. Современная академическая музыка, исполненная на фортепиано, смешивается со звуками самых модных на тот момент синтезаторов — Yamaha DX-7 и Roland S-10. Эти авангардные и порой откровенно мрачные композиции — уникальные для Советского Союза произведения. Инструментальной электроники в СССР было немного, а из близких по духу работ можно вспомнить разве что «Дыхание» Свена Грюнберга, который, впрочем, тяготел скорее к Tangerine Dream, чем к академическому авангарду. Увы, сам Сергей Самойлов так и не увидел свою вторую пластинку на прилавках: он скончался незадолго до ее выхода, в марте 1990 года.

Мужской вокальный квартет под управлением Игоря Воронова — «Стихиры Ивана Грозного» (1990)

Всем известно, что на пластинках издавались и Ленин, и Сталин, и Брежнев, но знаете ли вы, что на «Мелодии» выпускали самого Ивана Грозного? В разгар перестройки, когда разрешили всё, что было запрещено, «Мелодия» принялась штамповать пластинки с религиозной музыкой. В частности, были изданы две стихиры Иоанна IV, посвященные укреплению Московского княжества в XVI веке, когда собирание русских земель вокруг него шло полным ходом. Унисонные одноголосные молитвенные песнопения основаны на псалмах из Библии, однако значительная их часть — текст, написанный Иваном Васильевичем, и его же не менее оригинальная музыка. Хоть она и типична для своего времени и не представляет собой чего-то особенного на фоне аналогичных произведений, сам факт издания музыки правителя XVI века на пластинках уникален. К слову, издали стихиры Ивана Грозного не только на пластинке, но и на первом в истории советском компакт-диске, вышедшем в том же 1990-м году.

Самые значимые пластинки

В 1981 году была учреждена специальная премия “Золотой диск”. Но воспринимать ее нужно не как западный аналог. Диск получали те исполнители, композиторы, дирижеры, которые внесли значимый вклад в развитие культуры, способствовали духовному росту советского человека и прочей идеологической мишуре.

Поэтому среди призеров много классики и исполнителей народных песен. Среди популярных певцов награды были удостоены А.Пугачева, С.Ротару, ВИА “Песняры”, И.Кобзон. Диском был “награжден” и Пол Маккартни. Его пластинка, выпущенная по лицензии, разошлась тиражом более 500 тыс. экземпляров. При этом в Америке за нее коллекционеры отдавали до 200 дол. В 1990 году это была невероятная цена на вещь, произведенную в Союзе.

К 50-летию Мелодии в 2012 году был проведен опрос среди обычных меломанов. Они должны были выбрать 50 самых значимых пластинок, выпущенных компанией за все время ее существования. Первая десятка имеет такой вид:

  • “Ария”: “Герой асфальта”;
  • “Кино”: “Ночь”;
  • “Бременские музыканты” (песни из мультфильма).
  • Пол Маккартни: “Снова в СССР”;
  • “Наутилус Помпилиус”: “Князь тишины”;
  • “Аквариум”: “Радио Африка”;
  • “Алиса”: “Блок ада”;
  • “Алиса в Стране чудес” — радиопьеса на стихи Владимира Высоцкого;
  • Александр Башлачёв: “Время колокольчиков”;
  • Музыка к к/ф “Асса”.

Как видим из списка, интересы слушателей расходились с официальным мнение властей. Это подтвердил и популярный певец Карел Готт из Чехии. В 70-х годах он выпустил В СССР два альбома, которые разошлись по стране тиражами в 5 млн. но золотой диск он таки никогда и не получил. Причиной отказа была банальная отговорка – в западных странах это маркетинговый ход для увеличения продаж, а в Союзе – награждение действительно достойных исполнителей, которые оказывают положительное влияние на советских людей. Очевидно, 5 млн пластинок были не настолько влиятельны, как например, народные песни Азербайджана или записи хоровой музыки под руководством Густава Эрнесакса.

В любом случае обладая правами на издание песен из своей фонотеки, в наше время Мелодия собирается перевыпустить ряд пластинок, ориентируясь на топ, составленный на основании народного голосования. Первой из них стала “Герой Асфальта” “Арии”, переизданная в 2013 году на виниле.

Алексей Калкин — «Бодай-Коо. Из алтайского эпоса» (1982)

45 минут монотонного горлового пения на алтайском языке — пожалуй, самое некоммерческое, что могла издать «Мелодия» в начале 1980-х. Алексей Калкин был крупнейшим в СССР сказителем алтайских героических эпосов: благодаря ему удалось сохранить и популяризировать множество устных произведений народов Сибири. Исполнял он их под аккомпанемент топшуура, двухструнного инструмента, распространенного в Монголии и на Алтае. Пение, записанное на этой пластинке, называется кай, а применительно к эпическим сказаниям в сопровождении топшуура — кай чорчок. Значительную роль в этой музыке играет импровизация, а сама она, согласно повериям алтайцев, способствует удачной охоте и душевному равновесию. Без знания алтайского языка, увы, нельзя понять, о чем именно повествует «Бодай-Коо», однако необычная обложка, напоминающая афишу восточноазиатского хоррора, вкупе с вводящей в транс музыкой дает богатую почву для фантазии.

«Говорит „Союзбытхим“» (1974)

Хоть СССР и прикидывался обществом, где капиталистические принципы не работают, а товарно-денежные отношения скоро отойдут в мир иной, старая-добрая реклама в нем никогда не умирала. Более того, порой она принимала самые изощренные формы, примером чему может служить эта пластинка, созданная проектно-конструкторским бюро «Союзбытхим» Министерства химической промышленности СССР. На протяжении получаса дикторы Альберт Сельчинский и Регина Склепович рассказывают о самых разных химических средствах, способных продлить жизнь вашего автомобиля: шампунь, жидкость для стеклоомывателя, антинакипин, герметик для радиатора, очиститель битумных пятен…. Но самое интересное кроется в фоновой музыке. За рекламой продукции химпрома разворачивается потрясающая панорама: от танцевального водевиля до джаз-рока, от фанка до инструментальной версии «Песенки про медведей» из «Кавказской пленницы». Порой композиции наслаиваются друг на друга, отчего получается совсем уж апокалиптическая звуковая вакханалия. К сожалению, неизвестно, какой ансамбль сыграл все эти композиции, однако ему удалось создать крайне необычный документ эпохи, особенно если учесть, что это всего лишь реклама автомобильных смазок и эмульсий.

Людмила Зыкина — «Песни о космонавтах» (1970)

Кому-то может показаться странным выбор этой пластинки в качестве одной из самых необычных в каталоге «Мелодии». Действительно, здесь нет какого-то крышесносного спейс-рока а-ля Hawkwind. Нет тут и космической электроники в духе Клауса Шульце. На первый взгляд, это просто еще одна работа Зыкиной. Однако «Песни о космонавтах» интересны именно своей тематикой. Много ли вы вспомните композиций, стилизованных под русские народные, но в которых пелось бы о космосе, ракетах и полетах к звездам? Эта пластинка — столкновение двух Россий: старой деревенской и современной технологической. «Песни о космонавтах» — идеальный гимн русскому космизму, саундтрек для покорения Вселенной и воскрешения мертвых предков. Львиная доля композиций посвящена смерти Юрия Гагарина, который в устах Зыкиной буквально сливается с природой и обретает вечную жизнь: «Восходит над миром созвездье Гагарина / К правде, к свету стартуют сердца». За них мы должны поблагодарить, пожалуй, главный творческий дуэт СССР — Александру Пахмутову и Николая Добронравова, написавших первые три песни для этой пластинки. Увы, на второй стороне космическая тема уже не поднимается, а Людмила Георгиевна окончательно растворяется в земных радостях.

«Древнейший музыкальный комплекс из костей мамонта» (1980)

В СССР издавалось много старинной музыки, однако один релиз переплюнул все остальные вместе взятые. Эта семидюймовая пластинка — приложение к одноименной монографии археолога Сергея Бибикова, в которой он рассказывает о музыке, живописи и танцах восточно-европейских кроманьонцев, обитавших около 20 тысяч лет назад в окрестностях современного Чернигова. Сперва Бибиков поясняет , что представляли собой первобытные музыкальные инструменты, а затем дается пример звучания каждого из них: бедра, лопатки, таза, челюстей и части черепа мамонта. Но самое интересное ждет слушателя на второй стороне пластинки — там реконструировано оркестровое звучание всех этих инструментов. Получившуюся перкуссионную психоделию можно сравнить с ранними работами Einstürzende Neubauten. Разумеется, это лишь фантазия на тему того, как могла звучать музыка наших далеких предков. И всё же приятно слушать ее и представлять, что именно под такие бластбиты кроманьонцы охотились на мамонтов, чтобы потом соорудить из них еще несколько барабанов, а заодно и неплохо поужинать.

Основные заводы

Сеть предприятий Мелодии была раскинута по всему Союзу. В структуру фирмы вошли все заводы, которые до этого занимались производством пластинок. Среди всего разнообразия выделялись несколько, которые выпускали самые интересные и ценные экземпляры.

Апрелевский завод

Старейшее предприятие на территории Советского Союза было основано еще в 1910 году. В состав мелодии завод вошел сразу после ее основания в 1964 году. До этого времени уже было освоено производство виниловых лонг плеев. При этом продолжалось тиражирование и старых форматов 78 об/мин.

Всего на заводе выпускались все варианты пластинок. Также он работал и с гибкими дисками, которые вставлялись в несколько ежемесячных журналов. Были на заводе и цветные винилы ограниченного тиража. В 1989 году началось производство и кассет для магнитофонов. Завод просуществовал до 1997 года, а потом закрылся из-за упавшего количества заказов от студий звукозаписи. Оборудование было выставлено на продажу.

Ленинградский завод

Полное название предприятия в советские времена – Ленинградский завод грампластинок Всесоюзной фирмы граммофонных пластинок “Мелодия”. Свою деятельность начал в 1948 году с выпуска шеллачных дисков для патефонов. С 1956 года здесь уже начали выпускаться и LP пластинки основных форматов. В 1964 году стал частью Мелодии. Начиная с 1972 года здесь была линия по тиражированию цветного винила. В 80-х годах дополнительно выполнял заказы для польской фирмы Tonpress. В 1993 году перешел в собственность ООО Патефон.

Рижский завод

Деятельность предприятия в составе Мелодии была ориентирована в основном на страны Прибалтики и для экспорта в дружественные государства – на Кубу, в Северную Корею, африканские страны, Румынию, Болгарию, Вьетнам и т.д.

Основан в 1950 году. Выпуск LP пластинок был налажен только в 1965 году. В конце 70-х именно с этого завода началось освоение производства компакт кассет для магнитофонов.

В 1979 году было выпущено более 10 миллионов экземпляров. Но это не спасло завод от банкротства в 1999 году. В 91-м предприятие было приватизировано, но из-за падения спроса на пластинки и недостаточного количества заказов от звукозаписывающих студий предприятие было вынуждено закрыться.

Немного из истории этикеток пластинок

Пластинка, как носитель звука имеет давнюю историю. Еще в конце 19 века Шарль Кро научно обосновал принципы записи и последующего воспроизведения звука на диск. Уже тогда стало ясно, что центральная часть пластинки не пригодна для хранения информации. По этой причине, в центре, путем гравировки наносились информационные надписи о пластинке.

История бумажной этикетки пластинки начинается в 1901 году. С самого начала, еще на граммофонных пластинках, этикетка практически всегда имела круглую форму. Очень изредка встречался и более творческий подход, например русская дореволюционная фирма «Звукопись» обозначала себя ромбовидной этикеткой, а германская фирма «Воке» — треугольной. По мере развития и все большего распространения винила менялись и указываемые на ней данные, но форма впредь всегда оставалась круглой.

Сегодня мало кто знает, что в довоенное время, на самом рассвете производства винила, пластинки были дефицитом из-за нехватки сырья. Поверх надписей этикетки ставилась пометка «Обменный фонд. Продаже не подлежит«. Такие пластинки не шли в продажу, а обменивались на такой же вес битых пластинок.

Зато в наше время с пластинками чего только не делают, от подставок для горшков до креативных сувениров:

Крупнейшим заводом, выпускающим пластинки на тот период являлся Ногинский завод, даривший свету по 90 млн пластинок в год. Вторым по объемам производства был Апрелевский завод, выпускавший по 19 млн пластинок в год. В военные годы оба завода были заняты под выпуск военной продукции. Но в одном из цехов Апрелевского завода было возобновлено производство пластинок популярных исполнителей, которые активно использовались в прифронтовых районах для поддержания духа. Этикетки таких пластинок помечались надписью “изготовитель: Народный Комиссариат минометного вооружения”, приравнивавшей их к боеприпасам.

История Мелодии

Появилось государственное предприятие Мелодия в 1964 году в Москве. В его задачи входили запись музыкальных произведений и их тиражирование. В структуру фирмы входили студии звукозаписи и заводы грампластинок по всему союзу. Позже она освоила и выпуск компактных кассет для магнитофонов. Следовательно, в одних руках были собраны все предприятия одной направленности.

Такой подход позволял не только контролировать качество записываемой и издаваемой музыки, но и поддавать ее строжайшей цензуре. Никто не мог случайно выпустить запрещенные композиции: все тиражи утверждались в главном офисе в Москве.

Главным заводом Мелодии била Апрелевский. На нем выпускалось более 60% всех пластинок. Их формат был разным, в зависимости от периода тиража и запросов покупателей. Изначально Мелодия выпускала и шеллачные диски, и винил. Но постепенно устаревший формат отошел. Лидирующие позиции однозначно заняли LP пластинки, производство которых длилось до 1997 года. Именно в середине 90-х упал спрос на винил. Его место прочно заняли кассеты для магнитофонов. Производство стало дорогим и невыгодным.

С распадом Союза Мелодия претерпевала немало изменений и лишений. Самая большая ее ценность в огромной фонотеке и авторских правах на все произведения, выпущенных под ее лейблом. За этой коллекцией охотились многие фирмы, но так окончательно и не смогли получить.

В 2020 году “Фирма Мелодия” была окончательно продана на аукционе вместе с коммерческими правами на произведения. При этом сама фонотека осталась в собственности Госимущества. Использовать записи из нее, значительная часть которых так и осталась оцифрованной, можно только по особому разрешению.

Разнообразие продукции

Мелодия работала с разными жанрами и направлениями. Также предприятие отдавало свои производственные мощности для печати пластинок других ведомств типа Бюро политической пропаганды. Из-под пресса на заводе выходили такие жанры:

  • классика;
  • народные песни;
  • эстрада;
  • джаз;
  • рок;
  • диско;
  • переиздания зарубежных исполнителей;
  • сказки и литературные произведения.

Фактически, пластинки Мелодии, это все, что могло хоть как-то звучать. Компания была абсолютным монополистом в этой отрасли. Без ее ведома не могли выйти никакие официальные пластинки. Поэтому на конвертах и этикетках винила советских времен около 80% дисков имеют знаменитую эмблему. Часть пластинок не маркировалась, если она выдавалась для других ведомств. Также иногда на рынок попадали издания из других стран, дружественных Союзу. Чаще всего на витринах встречались болгарские образцы, которые долго там не задерживались в силу своей дефицитности.

Тиражи устанавливались специальной комиссией, в которую входили представители разных организаций и ведомств от министерства культуры и союза авторов до торгующих организаций. Изначальные тиражи назначались исходя из производственных мощностей самой Мелодии и предполагаемого покупательского спроса. Например, народную музыку выпускали по 1-5 тысяч, тогда как сборники популярных исполнителей могли достигать 100 тысяч экземпляров. Пластинки, выпускаемые по лицензии (зарубежные переиздания), всегда имели ограниченный тираж, указанный в лицензионном договоре. Увеличивать количество экземпляров категорически запрещалось. В то же время пластинки советских исполнителей могли допечатываться неограниченное количество раз, пока на них был спрос.

Rate article