Пластинки

Пластинки Мелодия

Что произошло

21 февраля рекорд-лейбл и обладатель крупнейшего аудиоархива в России «Мелодия» объявил, что больше не является государственным. Сто процентов акций «Мелодии» выкупила у Росимущества компания «Формакс» за 329 миллионов рублей. Лейбл принадлежал государству с 1964 года. «Формакс» занимается тем, что предоставляет бизнесу легальную музыку для фонового проигрывания — например, в барах, кафе и магазинах. 

В соцсетях событие вызвало неоднозначные реакции: появились опасения насчет дальнейшей судьбы архива — это почти 240 000 произведений на разных носителях — и сомнения в компетентности новых акционеров. 

«ИМИ.Журнал» выяснил подробности сделки и попытался разобраться, что теперь будет с архивом «Мелодии».

Ценность LP от Мелодии сегодня

Общий тираж пластинок Мелодии посчитать сложно. Компания выпустила миллионы винила разного формата. Ее пластинки были в каждом доме советского человека. Настоящие меломаны собирали целые коллекции. Заказать их можно было по почте или приобрести в любой точке союзпечати. И дети, и взрослые плясали под зажигательную музыку советских и зарубежных эстрадных исполнителей.

Но и среди этой массовости есть настоящие шедевры. Рассмотрим самые востребованные у коллекционеров экземпляры:

  • Группа “Radar”, альбом “Trofee”. Выпущено всего 2000 экземпляров. Тиражировалась пластинки только на Рижском заводе в 1984 году.
  • “Звездный вираж” – сборник инструментальной музыки. Его главная Уникальность – черные пятаки, которые делались исключительно для экспортных пластинок.
  • Инструментальная группа “Аэротон” – осталось мало экземпляров в хорошем качестве. Общий тираж составил всего 15000.
  • Альбом “Magic Fly” группы Space. Точнее не весь альбом, а персия конверта, на котором остался крест на шее исполнителя. Это крайне редкие экземпляры, поскольку из-за этого самого креста тираж был изъят из продажи, а конверты заменены на отредактированные.

Это далеко не все пластинки, которые считаются достаточно ценными. Одни исполнители выпускались небольшими тиражами, другие альбомы безжалостно уничтожались мамами и учителями из-за неприемлемого содержания песен. По этой причине сегодня их трудно найти, да еще и в хорошем состоянии. Дороже стоят первые тиражи, чуть дешевле – переиздания любых годов. В то же время специальные выпуски, как тот же “Герой Асфальта” могут иметь истинную коллекционную ценность.

Самому определить, насколько дорогие пластинки Мелодии есть в коллекции, порой достаточно трудно. Для этого стоит обратиться за помощью к профессионалам. Оценщики быстро и квалифицировано изучат все особенности отдельной пластинки или ценность всей коллекции.

Скупка антиквариата “Ретро Мир” предложит за них лучшую цену на рынке. Приобретение предметов старины возможно за наличные. Есть вариант покупки всей домашней обстановкой, если это интерьер времен советских времен. Это не только освободит комнаты от старых вещей, но и даст дополнительные деньги для их ремонта. Не стоит спешить выбрасывать вещи, порой они оказываются настоящими сокровищами, будь то пластинка, проигрыватель или маленькая фарфоровая чашечка с серебряной ложечкой.

Что выпускала «Мелодия» в последние годы

В 2013 году основной каталог лейбла был оцифрован и появился на стримингах. Сейчас «Мелодия» выпускает цифровые переиздания советских релизов — с академической, эстрадной музыкой и не только. Среди этих записей есть и раритеты — например, пластинка «От Паланги до Гурзуфа» (1969), сборник советской пляжной музыки. Запись обнаружили в 2004 году, когда запустили процесс оцифровки архива, в 2005-м ее переиздал лейбл Олега Нестерова «Снегири-музыка». На «Мелодии» выходят релизы современных композиторов (например, Антона Батагова и Леонида Десятникова), а также исполнителей классической музыки. В 2019 году «Мелодия» выложила в свободный доступ некоторые произведения XVIII, XIX и начала XX века, на которые уже истекли имущественные права. 

Сегодня лейбл продолжает издавать музыку на CD и виниле. В этом году выйдут репрессы Муслима Магомаева, Майи Кристалинской, ВИА «Ялла», продолжится переиздание советской эстрады. Купить новые пластинки «Мелодии» можно на официальном сайте компании. 

Самые значимые пластинки

В 1981 году была учреждена специальная премия “Золотой диск”. Но воспринимать ее нужно не как западный аналог. Диск получали те исполнители, композиторы, дирижеры, которые внесли значимый вклад в развитие культуры, способствовали духовному росту советского человека и прочей идеологической мишуре.

Поэтому среди призеров много классики и исполнителей народных песен. Среди популярных певцов награды были удостоены А.Пугачева, С.Ротару, ВИА “Песняры”, И.Кобзон. Диском был “награжден” и Пол Маккартни. Его пластинка, выпущенная по лицензии, разошлась тиражом более 500 тыс. экземпляров. При этом в Америке за нее коллекционеры отдавали до 200 дол. В 1990 году это была невероятная цена на вещь, произведенную в Союзе.

К 50-летию Мелодии в 2012 году был проведен опрос среди обычных меломанов. Они должны были выбрать 50 самых значимых пластинок, выпущенных компанией за все время ее существования. Первая десятка имеет такой вид:

  • “Ария”: “Герой асфальта”;
  • “Кино”: “Ночь”;
  • “Бременские музыканты” (песни из мультфильма).
  • Пол Маккартни: “Снова в СССР”;
  • “Наутилус Помпилиус”: “Князь тишины”;
  • “Аквариум”: “Радио Африка”;
  • “Алиса”: “Блок ада”;
  • “Алиса в Стране чудес” — радиопьеса на стихи Владимира Высоцкого;
  • Александр Башлачёв: “Время колокольчиков”;
  • Музыка к к/ф “Асса”.

Как видим из списка, интересы слушателей расходились с официальным мнение властей. Это подтвердил и популярный певец Карел Готт из Чехии. В 70-х годах он выпустил В СССР два альбома, которые разошлись по стране тиражами в 5 млн. но золотой диск он таки никогда и не получил. Причиной отказа была банальная отговорка – в западных странах это маркетинговый ход для увеличения продаж, а в Союзе – награждение действительно достойных исполнителей, которые оказывают положительное влияние на советских людей. Очевидно, 5 млн пластинок были не настолько влиятельны, как например, народные песни Азербайджана или записи хоровой музыки под руководством Густава Эрнесакса.

В любом случае обладая правами на издание песен из своей фонотеки, в наше время Мелодия собирается перевыпустить ряд пластинок, ориентируясь на топ, составленный на основании народного голосования. Первой из них стала “Герой Асфальта” “Арии”, переизданная в 2013 году на виниле.

Что именно купил «Формакс»

В пакет проданных «Формаксу» акций вошел каталог «Мелодии» со смежными правами. То есть теперь «Формакс» будет получать прибыль со стримингов, продаж дисков и пластинок лейбла, а также за счет использования выходившей на «Мелодии» музыки в рекламе и кино. 

Помимо каталога лейбла, «Формакс» приобрел два здания компании. Одно — офис и фонотека «Мелодии» на Карамышевской набережной, другое — на Тверском бульваре, которое сдано в долгосрочную аренду до 2032 года. Кто его нынешний арендатор, «ИМИ. Журналу» выяснить не удалось. Известно, что офис «Мелодии» выселили оттуда еще в 2007 году. 

Чем занималась «Мелодия» все это время

С конца 1960-х «Мелодия» издавала, распространяла и хранила звукозаписи на виниле и магнитных лентах как государственная компания. Заводы по изготовлению пластинок находились по всему Советскому Союзу — от подмосковной Апрелевки до Баку. С перестройкой производство винила пошло на спад, в 1990-е руководство лейбла старалось капитализировать его активы — прессы уникальных изданий распродавались, лицензии на записи фирмы и дистрибуцию были переданы концерну BMG до 2003 года. В 2010-м у «Мелодии» сменился директор, новые менеджеры начали оцифровывать архив и приводить его в порядок. 

Рабочий Апрелевского завода грампластинок (в 2002 году упразднен) Николай Широков. 1966. Фото: Михаил Озерский / РИА Новости
Работа автоматических прессов Апрелевского завода грампластинок. 1975. Фото: Валентин Кунов / ИТАР-ТАСС
Заслуженный артист РСФСР Ролан Быков на радио во время записи программы для фирмы «Мелодия». 1976. Фото: О. Иванов / РИА Новости
Всесоюзная фирма «Мелодия». Звукорежиссер Александр Штильман работает над сведением звуковых дорожек в одну, после чего начнется запись на пластинку-матрицу. 1979. Фото: Рудольф Алфимов / РИА Новости

История Мелодии

Появилось государственное предприятие Мелодия в 1964 году в Москве. В его задачи входили запись музыкальных произведений и их тиражирование. В структуру фирмы входили студии звукозаписи и заводы грампластинок по всему союзу. Позже она освоила и выпуск компактных кассет для магнитофонов. Следовательно, в одних руках были собраны все предприятия одной направленности.

Такой подход позволял не только контролировать качество записываемой и издаваемой музыки, но и поддавать ее строжайшей цензуре. Никто не мог случайно выпустить запрещенные композиции: все тиражи утверждались в главном офисе в Москве.

Главным заводом Мелодии била Апрелевский. На нем выпускалось более 60% всех пластинок. Их формат был разным, в зависимости от периода тиража и запросов покупателей. Изначально Мелодия выпускала и шеллачные диски, и винил. Но постепенно устаревший формат отошел. Лидирующие позиции однозначно заняли LP пластинки, производство которых длилось до 1997 года. Именно в середине 90-х упал спрос на винил. Его место прочно заняли кассеты для магнитофонов. Производство стало дорогим и невыгодным.

С распадом Союза Мелодия претерпевала немало изменений и лишений. Самая большая ее ценность в огромной фонотеке и авторских правах на все произведения, выпущенных под ее лейблом. За этой коллекцией охотились многие фирмы, но так окончательно и не смогли получить.

В 2020 году “Фирма Мелодия” была окончательно продана на аукционе вместе с коммерческими правами на произведения. При этом сама фонотека осталась в собственности Госимущества. Использовать записи из нее, значительная часть которых так и осталась оцифрованной, можно только по особому разрешению.

Основные заводы

Сеть предприятий Мелодии была раскинута по всему Союзу. В структуру фирмы вошли все заводы, которые до этого занимались производством пластинок. Среди всего разнообразия выделялись несколько, которые выпускали самые интересные и ценные экземпляры.

Апрелевский завод

Старейшее предприятие на территории Советского Союза было основано еще в 1910 году. В состав мелодии завод вошел сразу после ее основания в 1964 году. До этого времени уже было освоено производство виниловых лонг плеев. При этом продолжалось тиражирование и старых форматов 78 об/мин.

Всего на заводе выпускались все варианты пластинок. Также он работал и с гибкими дисками, которые вставлялись в несколько ежемесячных журналов. Были на заводе и цветные винилы ограниченного тиража. В 1989 году началось производство и кассет для магнитофонов. Завод просуществовал до 1997 года, а потом закрылся из-за упавшего количества заказов от студий звукозаписи. Оборудование было выставлено на продажу.

Ленинградский завод

Полное название предприятия в советские времена – Ленинградский завод грампластинок Всесоюзной фирмы граммофонных пластинок “Мелодия”. Свою деятельность начал в 1948 году с выпуска шеллачных дисков для патефонов. С 1956 года здесь уже начали выпускаться и LP пластинки основных форматов. В 1964 году стал частью Мелодии. Начиная с 1972 года здесь была линия по тиражированию цветного винила. В 80-х годах дополнительно выполнял заказы для польской фирмы Tonpress. В 1993 году перешел в собственность ООО Патефон.

Рижский завод

Деятельность предприятия в составе Мелодии была ориентирована в основном на страны Прибалтики и для экспорта в дружественные государства – на Кубу, в Северную Корею, африканские страны, Румынию, Болгарию, Вьетнам и т.д.

Основан в 1950 году. Выпуск LP пластинок был налажен только в 1965 году. В конце 70-х именно с этого завода началось освоение производства компакт кассет для магнитофонов.

В 1979 году было выпущено более 10 миллионов экземпляров. Но это не спасло завод от банкротства в 1999 году. В 91-м предприятие было приватизировано, но из-за падения спроса на пластинки и недостаточного количества заказов от звукозаписывающих студий предприятие было вынуждено закрыться.

Разнообразие продукции

Мелодия работала с разными жанрами и направлениями. Также предприятие отдавало свои производственные мощности для печати пластинок других ведомств типа Бюро политической пропаганды. Из-под пресса на заводе выходили такие жанры:

  • классика;
  • народные песни;
  • эстрада;
  • джаз;
  • рок;
  • диско;
  • переиздания зарубежных исполнителей;
  • сказки и литературные произведения.

Фактически, пластинки Мелодии, это все, что могло хоть как-то звучать. Компания была абсолютным монополистом в этой отрасли. Без ее ведома не могли выйти никакие официальные пластинки. Поэтому на конвертах и этикетках винила советских времен около 80% дисков имеют знаменитую эмблему. Часть пластинок не маркировалась, если она выдавалась для других ведомств. Также иногда на рынок попадали издания из других стран, дружественных Союзу. Чаще всего на витринах встречались болгарские образцы, которые долго там не задерживались в силу своей дефицитности.

Тиражи устанавливались специальной комиссией, в которую входили представители разных организаций и ведомств от министерства культуры и союза авторов до торгующих организаций. Изначальные тиражи назначались исходя из производственных мощностей самой Мелодии и предполагаемого покупательского спроса. Например, народную музыку выпускали по 1-5 тысяч, тогда как сборники популярных исполнителей могли достигать 100 тысяч экземпляров. Пластинки, выпускаемые по лицензии (зарубежные переиздания), всегда имели ограниченный тираж, указанный в лицензионном договоре. Увеличивать количество экземпляров категорически запрещалось. В то же время пластинки советских исполнителей могли допечатываться неограниченное количество раз, пока на них был спрос.

Что ответить тем, кто возмущен продажей акций «Мелодии»

Карина Абрамян, PR-директор «Мелодии»: «‎Музыкальная индустрия в целом мало знакома широкой аудитории, в ней есть много крупных игроков, названия которых известны участникам индустрии, но не широкой публике. А если говорить о цифровом музыкальном рынке, агрегаторах и нишевых сервисах, то чего удивляться, что даже ведущие компании малоизвестны людям. «Мелодия“ уже несколько лет сотрудничает с компанией „Формакс“, наши фонограммы есть в плейлистах, которые „Формакс“ предлагает своим клиентам. Это позволяет нам расширять спектр каналов дистрибуции, увеличивать получаемые роялти за публичное исполнение. 

Кроме того, с помощью сервиса „Формакс“ мы мониторим, как каталог „Мелодии“ используют на ТВ и радио. ‎В целом акционер из сферы музыки, который понимает ценность „Мелодии“ и ее каталога, готов вкладывать средства и ресурсы в его развитие, — это точно хорошо. И наверняка лучше, чем пассивный акционер в лице непрофильного государственного ведомства». 

Rate article