История винила: 55 лет фирме грампластинок

Советские пластинки и важная роль фирмы «мелодия» Мелодия

Российская музыкальная индустрия

Многие местные лейблы с различными правовыми статусами начали наводнять российский рынок и довольно быстро заполнять вакуум “Мелодии” после распада СССР.

Поскольку цензура исчезла, эти лейблы могли выпускать практически все, что хотели.

Впервые мы увидели, как выходят полные дискографии западных артистов. Сюда входили такие группы, как Uriah Heep, Black Sabbath и Iron Maiden, среди прочих.

Международные мейджоры сами начали выпускать там западные релизы также к середине 90-х годов.

Наряду с этой победой для иностранных артистов появились и некоторые новые вызовы.

После советской эпохи в российской экономике в 90-е годы произошел большой спад. Это также привело к значительному падению продаж альбомов.

Если бы этого было недостаточно, законные лейблы теперь конкурировали с бесчисленным множеством крупных и мелких пиратских лейблов. Это было началом проблемы, которая будет сдерживать рынок в ближайшие десятилетия.

Тем не менее, российский рынок снова стал сильным, закрыв 90-е годы, когда такие мировые звезды, как Мадонна и Таркан, продавали альбомы сотнями тысяч.

Несколько альбомов разошлись бриллиантовыми тиражами в 200 000 экземпляров к началу-середине 2000-х годов. Некоторые местные художники также смогли продать несколько миллионов в эту эпоху.

Однако это продолжалось не слишком долго, так как к началу 2010-х рынок альбомов пришел в полную неуместность.

С массовым ростом потоковой передачи в последние годы будущее выглядит светлым, как будто IFPI ожидает, что Россия войдет в топ-10 рынков потоковой передачи к 2030 году.

Как записывали грампластинки

Путь любой записи был нелегок: каждый исполнитель должен был получить одобрение своему репертуару, согласовать с художественным советом различные замены, после чего уже можно было приступать к студийной записи. Но даже после этого еще никто не давал гарантии, что худсовет одобрит то, что получилось и даст разрешение на изготовление пластинки.

Когда все эти мытарства оставались позади, начинался чисто технический процесс. С магнитной ленты запись переносили ни никелевый диск, покрытый специальным лаком — почти как в старину, когда использовали медные диски со слоем воска. Затем с этого диска определенным образом снимали «негатив», с которого в дальнейшем воспроизводили матрицы для выпуска пластинок. Этот первый оригинал убирали в специальное хранилище, предварительно занеся в различные реестры и списки.

Матрицы же поступали на заводы по производству грампластинок. Там в пресс закладывали точно выверенную массу винилита — так, чтобы могла получиться одна пластинка, затем пресс закрывали. Спустя какое-то время из него извлекали готовую пластинку, обрезали ее по кругу, визуально проверяли на соответствие качеству. Крупные предприятия, вроде Апрелевского завода, в день могли делать около 300 000 таких пластинок.

Одновременно с изготовлением пластинки идет работа и над аннотациями к записанным произведениям, а также — над печатью художественно оформленных конвертов. Помимо виниловых изготовлялись и гибкие пластинки, которые печатали на специальной пленке и часто использовали в качестве приложения к различным печатным изданиям — журнал «Кругозор» наглядный тому пример.

Эволюция советской граммофонной пластинки

Важным этапом в истории звукозаписи стало, пожалуй, появление долгоиграющих пластинок. Ведь когда-то, в «эпоху граммофонов», запись велась в трубу фонографа, наносилась тонкой иглой на слой воска, который покрывал металлический диск. Так записывали звук вплоть до конца 20-х гг., когда была освоена запись с микрофона, но, правда, все еще на восковой слой.

В 30-е годы возникла необходимость в записи больших произведений — симфоний, опер, спектаклей. Именно в то время стала впервые использоваться запись на магнитную ленту и это было настоящим прорывов в этой области.

В 40-е годы появились первые советские долгоиграющие пластинки: вместо 6 минут звучания стало возможно записать 30 минут, а при увеличенном диаметре диска — и до 50 минут. Наконец-то можно было всю симфонию или речь партийного руководителя разместить не на стопке пластинок, а всего лишь на одном-единственном диске. Такое стало возможно за счет замедления скорости записи и воспроизведения — вместо 78 оборотов пластинка делала 33 1/2 или 45 оборотов в минуту.

Продажи музыки в СССР и России – лучшие зарубежные синглы

Только одна международная песня разошлась в СССР тиражом более миллиона экземпляров. Но Влюбиться Снова на Три Градуса получилось очень быстро-900 000 копий за одну отправку!

Совершенно очевидно, что формат EP также был очень популярен благодаря выпускам эксклюзивных EP в СССР от LIPS & Грега Бонэма, Адриано Челентано, Фрэнсиса Гойи и Джона Леннона, проданных тиражом от 400 до 900 000 экземпляров.

Как и в случае с альбомами, здесь особенно популярны итальянские и французские исполнители.

Несколько восточноевропейских артистов, считавшихся неизвестными за пределами своих родных стран, также получили свои большие кроссоверные хиты.

Это включало Ивицу Шерфези из Югославии, Карела Готта из Чехословакии и Северина Краевского из Польши, которые получили 150-300 000 продавцов на русском языке.

Успех не ограничивался только европейскими и американскими звездами, поскольку сингл из болливудского фильма “Танцовщица диско” разошелся тиражом 170 000 копий. На самом деле, несколько релизов из азиатских стран, таких как Индия и Япония, были проданы в приличных количествах.

От чего зависит цена сейчас и где лучше продавать

На ценообразование влияет сразу несколько факторов.

Основные из них:

  • вид пластинки;
  • ее состояние.

Очень редкие экземпляры (Леонид Утесов «Священная война», Лидия Русланова «Синий платочек») сейчас стоят 2 тыс. руб. Записи советской эстрады обойдутся гораздо дешевле. Ну а самыми «неходовыми» считаются аудиосказки.

Это автоматически повысит ценник. Естественно, сама пластинка тоже должна быть в рабочем состоянии, ведь кому охота слушать вместо музыки характерный для изношенных дорожек треск и скрип?

На конечную цену также влияют:

  • популярность;
  • востребованность исполнителей;
  • время издания;
  • тираж;
  • звукозаписывающая студия.

Дороже всего можно продать свои старые пластинки на аукционе. Но если они не представляют особой ценности, то лучше отнести старье на барахолку.

Ну а самый простой и быстрый способ продажи заключается в том, чтобы разместить объявление в интернете либо поискать там же покупателей.

Самые продаваемые зарубежные альбомы СССР 1974-1993

Тот факт, что список возглавляют звезды голландской группы новинок на 45-м месте, безусловно, является большим сюрпризом. Их альбом Long Play собрал огромные 1,7 миллиона продаж с почти миллионом отправлений только в 1983 году!

Они также не исчезли после этого альбома, так как их последующие Суперзвезды также продали более 700 000 копий.

Номер 2 – еще один сюрприз от французской электронной группы one-hit wonder Space. Их альбом Magic Fly разошелся тиражом 1,5 миллиона копий. Это больше, чем было продано во всем остальном мире, вместе взятом!

Затем идет эксклюзивный сборник Led Zeppelin “Лестница в небо”, выпущенный в СССР, стоимостью 1,38 миллиона долларов. Как и у многих рок-групп, это был их единственный релиз в стране. Тем не менее, один этот продавец-монстр делает Россию одним из ведущих рынков группы в Европе.

Еще одна голландская группа занимает 4-е место. На этот раз это фестиваль Teach-In, победителей конкурса песни “Евровидение” 1975 года. Несколько других победителей этого конкурса тоже продавались очень хорошо, несмотря на то, что сама Россия не участвовала в нем до 1994 года.

ДалееунасестьэксклюзивныесборникиСССРот Creedence Clearwater Revival, The Rolling Stones, The New Seekers, The Beatles и Arabesque вдиапазонеот 700-900 000. Это были почти единственные продажи, которые многие из них когда-либо получали в СССР.

Итальянские артисты повсюду: Тото Кутуньо, Рикки и Повери, Аль Бано и Ромина Пауэр, Адриано Челентано, Пупо и Риккардо Фогли, у которых альбомы от 400 до 800 000.

Французские певцы тоже неплохо справляются с Патрисией Каас и Мирей Матье, которые лидируют.

Если список был недостаточно разнообразен, то в нем уже есть художники из Восточной Германии, Бельгии, Швеции и Венгрии.

Следует отметить, что были исключены различные альбомы исполнителей. Некоторые продавались очень хорошо. Наиболее примечателен прорыв Гринписа с более чем 1,3 миллионами, а также несколькими сборниками итальянской музыки.СССР самые продаваемые зарубежные синглы 1974-1993.

Культурно-исторический вклад «Мелодии»

Начиная с 1960 года «Мелодия» начала издавать стереофонические пластинки, создающие эффект объемного звучания, что только упрочило репутацию фирмы на международном рынке. К середине 70-х советские пластинки экспортировались в 72 страны мира, причем, многие записи были отмечены международными наградами.

Нельзя также недооценивать и вклад «Мелодии» в сохранность культурного наследия. Может быть, речи Ленина и не особо интересовали советских меломанов, но если учесть, что однажды на одном из чердаков ленинградского дома были обнаружены старые граммофонные пластинки, на которых имелись записи ленинских речей, сделанные в 20-е годы, то с исторической точки зрения реставрация этих пластинок стоила затраченных усилий.

Не менее ценной стала и пластинка «Голоса, зазвучавшие вновь» с восстановленной записью 1910-1958 гг., на которой звучали голоса Блока, Мандельштама, Пастернака, Есенина, Бергольц, Олеши, Зощенко. На создание такой пластинки у «Мелодии» ушло 12 лет, т.к. этому предшествовала кропотливая работа с малоизвестными архивами и частными коллекциями.

К сожалению, «Мелодия» не успела своевременно отреагировать на то, что аудиокассеты начали активно вытеснять грампластинки с привычного рынка. Хотя причиной упадка некогда крупной фирмы стало больше подписание невыгодного для себя контракта с компаний BMG Entertainment, нежели умение вовремя реагировать на иные форматы звучания…

****************************************************************************************

Еще больше фактов о советской жизни:

*****************************************************************************************

Какие пластинки из 70-80-х можно продать дороже всего

В зависимости от того, что именно записано на пластинке, качества ее звучания и производителя меняется ее цена. Рассмотрим эти оценочные характеристики поподробнее.

Какие советские серии ценятся сейчас больше всего

Немудрено, что наиболее ценными сегодня считаются редкие советские пластинки.

А таковыми они стали по нескольким причинам: 

  • Ограниченный выпуск. По сравнению с современным шоу-бизнесом советская эстрада не изобиловала таким количеством звезд. Записывали только заслуженных артистов, а таковых можно было на пальцах пересчитать.
  • Не забываем, что пластинками пользовались.

    А тогда пластинки заслушивали до дыр. В прямом смысле этого выражения.

  • Еще один немаловажный фактор – неактуальность. С появлением магнитофонов многие просто выбросили устаревшие проигрыватели, а вместе с ними и громоздкие пластинки.

Зато теперь коллекционеры дерутся за каждую такую пластинку, предлагая взамен нехилые деньги. И чтобы не быть голословными, давайте просмотрим сегодняшние цены на сайтах Авито и Мешок:

“Импортный” винил

В СССР записью пластинок занималась только «Мелодия».

Но несмотря на абсолютную монополию, музыкальный ассортимент был скуден, включая следующие жанры:

  • классическая музыка;
  • народные артисты (Кобзон, Лещенко, Пугачева, «Самоцветы», «Веселые ребята»);
  • детские сказки и аудиозаписи спектаклей;
  • сборники речей партийного руководства.

Честно говоря, «Мелодия» тоже выпускала лимитированные серии записей зарубежных артистов. Но это были только одобренные советской цензурой иностранные артисты.

Что же касается легендарных «Битлз», Элтона Джона и пр., то их произведения можно было купить только «из-под полы». Сначала пластинки продавались исключительно на подпольных рынках, где о сделке нужно было договариваться заранее, а круг посвященных в эти дела был крайне узок.

Естественно, цены были заоблачными. В столице минимальная цена пластинки составляла 50 руб., на периферии – сотни. Огромные по тем временам деньги. Отловленных спекулянтов, конечно, по голове не гладили, но и куш был велик.

Почему виниловые пластинки уникальны?

Когда винил вращается, он создает вибрации. Эти вибрации превращаются в электронные сигналы, которые при усилении генерируют характерный звук.

В каждом проигрывателе виниловых пластинок или проигрывателе используется стилус с иглой из промышленного драгоценного камня, такой как бриллиант, прикрепленный к рукоятке. Этот стилус считывает канавки на пластинке, создает вибрации, которые отражают форму волны исходного звука.

Этот аналоговый выход является причиной того, что никакая информация не теряется. Традиционно виниловая пластинка может воспроизводить звук, максимально приближенный к оригинальной записи, без ущерба для цифрового сжатия. Сама природа винила создает другой звук, в отличие от цифрового, который часто приводит к плоскому и громкому звуку.

Однако винилы дороги в производстве, хранении и продаже. На момент создания винила не все могли позволить себе также проигрыватели, которые могли бы воспроизводить эти записи. Это затрудняло продюсерам и художникам охват как можно большего числа людей. Поэтому, когда появилась возможность создавать музыку в цифровом формате, многие создатели быстро ухватились за эту тенденцию.

Советская музыкальная индустрия

Государственный лейбл “Мелодия” обладал монополией на все легальные продажи музыки с середины 60-х годов до распада СССР в 1991 году.

Этот лейбл был одним из крупнейших в мире по объему продаж: в 70-80-е годы ежегодно поставлялось 100-200 миллионов пластинок. Подавляющее большинство из них было продано на местном рынке.

Естественно, единственным способом для иностранных исполнителей продавать музыку там была “Мелодия”.

Чаще всего международные исполнители выпускали только один или два альбома, если вообще выпускали. Для этого есть несколько причин, и цензура, безусловно, одна из них.

Государство, возможно, одобрило больше музыки из Италии, Франции и других частей Европы, чем из США и других англоязычных стран.

Еще одна причина отсутствия западных релизов заключается в том, что “Мелодия” не была владельцем авторских прав на эти продукты.

Конечно, у них была возможность лицензировать международные альбомы, но это делалось редко, так как они заканчивались выпусками, слишком дорогими для местного рынка.

Чтобы выпустить пластинки американских и английских звезд, у “Мелодии” все еще был один способ, который заключался в использовании лазейки.

Фактически, в большинстве стран авторские права защищены Всемирной конвенцией об авторском праве (UCC), конвенцией, подписанной в Женеве в 1952 году.

Однако Советский Союз подписал эту конвенцию только в 1973 году. Это означает, что треки, записанные до этой даты, были свободны от авторских прав в стране.

Rate article