Золотые годы музыки: советские грампластинки Мелодии

Мелодия

Как записывали грампластинки

Путь любой записи был нелегок: каждый исполнитель должен был получить одобрение своему репертуару, согласовать с художественным советом различные замены, после чего уже можно было приступать к студийной записи. Но даже после этого еще никто не давал гарантии, что худсовет одобрит то, что получилось и даст разрешение на изготовление пластинки.

Когда все эти мытарства оставались позади, начинался чисто технический процесс. С магнитной ленты запись переносили ни никелевый диск, покрытый специальным лаком — почти как в старину, когда использовали медные диски со слоем воска. Затем с этого диска определенным образом снимали «негатив», с которого в дальнейшем воспроизводили матрицы для выпуска пластинок. Этот первый оригинал убирали в специальное хранилище, предварительно занеся в различные реестры и списки.

Матрицы же поступали на заводы по производству грампластинок. Там в пресс закладывали точно выверенную массу винилита — так, чтобы могла получиться одна пластинка, затем пресс закрывали. Спустя какое-то время из него извлекали готовую пластинку, обрезали ее по кругу, визуально проверяли на соответствие качеству. Крупные предприятия, вроде Апрелевского завода, в день могли делать около 300 000 таких пластинок.

Одновременно с изготовлением пластинки идет работа и над аннотациями к записанным произведениям, а также — над печатью художественно оформленных конвертов. Помимо виниловых изготовлялись и гибкие пластинки, которые печатали на специальной пленке и часто использовали в качестве приложения к различным печатным изданиям — журнал «Кругозор» наглядный тому пример.

Культурно-исторический вклад «Мелодии»

Начиная с 1960 года «Мелодия» начала издавать стереофонические пластинки, создающие эффект объемного звучания, что только упрочило репутацию фирмы на международном рынке. К середине 70-х советские пластинки экспортировались в 72 страны мира, причем, многие записи были отмечены международными наградами.

Нельзя также недооценивать и вклад «Мелодии» в сохранность культурного наследия. Может быть, речи Ленина и не особо интересовали советских меломанов, но если учесть, что однажды на одном из чердаков ленинградского дома были обнаружены старые граммофонные пластинки, на которых имелись записи ленинских речей, сделанные в 20-е годы, то с исторической точки зрения реставрация этих пластинок стоила затраченных усилий.

Не менее ценной стала и пластинка «Голоса, зазвучавшие вновь» с восстановленной записью 1910-1958 гг., на которой звучали голоса Блока, Мандельштама, Пастернака, Есенина, Бергольц, Олеши, Зощенко. На создание такой пластинки у «Мелодии» ушло 12 лет, т.к. этому предшествовала кропотливая работа с малоизвестными архивами и частными коллекциями.

К сожалению, «Мелодия» не успела своевременно отреагировать на то, что аудиокассеты начали активно вытеснять грампластинки с привычного рынка. Хотя причиной упадка некогда крупной фирмы стало больше подписание невыгодного для себя контракта с компаний BMG Entertainment, нежели умение вовремя реагировать на иные форматы звучания…

****************************************************************************************

Еще больше фактов о советской жизни:

*****************************************************************************************

Эволюция советской граммофонной пластинки

Важным этапом в истории звукозаписи стало, пожалуй, появление долгоиграющих пластинок. Ведь когда-то, в «эпоху граммофонов», запись велась в трубу фонографа, наносилась тонкой иглой на слой воска, который покрывал металлический диск. Так записывали звук вплоть до конца 20-х гг., когда была освоена запись с микрофона, но, правда, все еще на восковой слой.

В 30-е годы возникла необходимость в записи больших произведений — симфоний, опер, спектаклей. Именно в то время стала впервые использоваться запись на магнитную ленту и это было настоящим прорывов в этой области.

В 40-е годы появились первые советские долгоиграющие пластинки: вместо 6 минут звучания стало возможно записать 30 минут, а при увеличенном диаметре диска — и до 50 минут. Наконец-то можно было всю симфонию или речь партийного руководителя разместить не на стопке пластинок, а всего лишь на одном-единственном диске. Такое стало возможно за счет замедления скорости записи и воспроизведения — вместо 78 оборотов пластинка делала 33 1/2 или 45 оборотов в минуту.

Rate article