Скачать мелодию: простой способ обогатить свой музыкальный репертуар

Мелодия

Начало начал: откуда немецкие корни?

Чтобы ответить на этот вопрос, стоит окунуться глубоко в историю. Итак, 1910 год. Маленькое село под названием Апрелевка, расположенное возле одной из железнодорожных станций Подмосковья. Инженер из Германии Богдан Василич (настоящее имя – Готлиб Молль) приобретает небольшой участок и строит на нем такой же небольшой заводик, который по задумке должен производить грампластинки. Правда, получился не просто заводик, а целое звукозаписывающее предприятие, на котором организован полный производственный цикл граммофонных пластинок.

Да, в тот период на территории России действовало более десятка звукозаписывающих компаний, однако собственных производственных мощностей не было ни у одной из них. В основном это были заграничные представительства, которые занимались преимущественно выпуском и реализацией так называемых «пиратских» версий.

Но стоит заметить, что в это время практически по всему миру наблюдался колоссальный ажиотаж, который стремительно повышал спрос на граммофонные пластинки. Молль, как истинный немец, просчитал все до мелочей, чтобы его детище в итоге принесло ожидаемую выгоду. Пока специалисты и по совместительству соратники Готлиба контролировали процесс производства грампластинок для других предприятий, талантливый инженер тратил все свое время на то, чтобы максимально усовершенствовать свою стратегию.

И в итоге ему это блестяще удалось. Его дело работало как четко отлаженный немецкий механизм, но, к сожалению, только лишь до 1914 года. Как известно, именно в этом году началась Первая Мировая, которая сопровождалась захватом германских предприятий, действующих в России. Естественно, что в этот список попала и компания Готлиба Молля. Вначале ее передают «Русскому АО граммофонов», а в 1917 г. национализируют.

Готлибу помогал его сын Иоанн, да и в целом вся его семья жила в России, вот только судьба у нее была весьма трагичной. Но, несмотря на это, труд немецкого инженера даром не пропал. После завершения Второй Мировой на его заводе трудилось более десяти тысяч человек, которые производили половину от всего количества выпускаемых граммофонных пластинок «Мелодии». Просуществовало предприятие до 2022 года.

Конец самой интересной музыкальной эпохи СССР

За всю историю «Мелодии» было много противоречивых моментов, хотя они нисколько не мешали фирме развиваться и долгое время удерживать монополизм. Несмотря на крылатое высказывание, что «музыка будет жить вечно», к сожалению, оно не касается материальных аспектов. «Мелодия» раскололась на отдельные части, практически все предприятия обанкротились, потеряны производственные мощности.

Но одна ценность все же уцелела – это уникальная фонотека легендарной фирмы, в которую вошло девяносто тысяч лент. В 2020 г. на одном из аукционов «Мелодия» была продана за 329 миллионов рублей. Новым ее владельцем стало ООО «Формакс». Несколько десятков лет и по настоящее время фирма занимается звукозаписью на виниловые пластинки и компакт-диски, около 90% из них доступны в цифровом формате.

Советские пластинки, в особенности те, которые выпускались в ограниченном количестве, очень ценятся коллекционерами. Скупка антиквариата «Ретро Мир» берет на реализацию антикварные предметы и целые квартирные обстановки за наличный расчет. Деньги выплачиваются сразу после оценки вещи специалистом и в полном объеме.

Мировая знаменитость, которая обошла Америку

Всесоюзная фирма «Мелодия» имеет более чем полувековую историю. Она действительно была знаменитой на весь мир, поскольку количество выпускаемых грампластинок в год насчитывало несколько миллионов. Сегодня в скупке антиквариата можно найти редчайшие экземпляры именитой фирмы, которые не просто дорого стоят, но и высоко ценятся современными коллекционерами.

Основана она была в 1964 году и практически моментально стала монополистом в сфере изготовления, хранения и реализации грамзаписи высокого качества. Хотя стоит отметить, что период расцвета фирмы начался только лишь в восьмидесятые годы. На тот момент успешную деятельность вели:

  • Восемь крупнейших заводов, которые выпускали музыкальные кассеты;
  • Восемнадцать предприятий, ведущих оптовую торговлю не только на территории СССР, но и за его пределами (например, «Пластинки почтой»);
  • Несколько больших студий грамзаписи на пластинки и звукозаписи.

Фирменных торговых точек, где продавалась продукция «Мелодии», насчитывалось более 35 тыс. Кроме этого, предприятие создало свой собственный журнал, а также самостоятельно разрабатывало эксклюзивный дизайн для выпускаемых грампластинок.

Интересно, что у руководства фирмы по тем временам была достаточно оригинальная редакционная политика, которая больше относилась к просветительскому направлению. В производственном обороте пластинки с новой музыкой составляли лишь 5%. Все остальное – это некоммерческие музыкальные композиции, аудиосказки и спектакли, а также учебные материалы, предназначенные для разных возрастов.

Не удивительно, что фирма «Мелодия» однажды с легкостью обошла США. Случилось это без преувеличения грандиозное событие в 1986 году, когда предприятие выпустило двенадцать миллионов грампластинок. Таким достижением на тот момент не могла похвастаться ни одна крупнейшая фирма, функционирующая в Америке. И что еще более невероятно: были периоды, когда предприятие выпускало около ста миллионов пластинок в год.

Что говорят филофонисты о грамзаписи «Мелодии»

Людей, которые коллекционируют винил, можно назвать особой кастой. Они настолько скрупулезно оценивают пластинки, что от их зоркого взгляда не ускользает даже малейшая деталь

Для них важно все: дизайнерская идея, полиграфия, наполнение. Но самым главным все же остается чистота звукозаписи

Судя по сообщениям коллекционеров на форумах, именно пластинки «Мелодии» наиболее часто подвергаются критике. Что же их не устраивает в продукции знаменитой на весь мир фирмы:

Многие крайне резко высказываются по поводу качества звука. Они прямо заявляют, что большинство граммофонных пластинок является откровенным «шлаком»

А все потому, что производство было массовым, и качеству записи уделяли особое внимание только лишь на Московском заводе. Да и там тоже нередко «грешили».
Не обошлось и без критики обложек

По словам некоторых коллекционеров, многие конверты не имеют торцов. Это, в свою очередь, не дает возможности быстро найти нужную пластинку, если коллекция очень большая.
Кроме этого, филофонисты также отмечают, что «Мелодия» производила пластинки, которые были помещены в так называемые анонимные конверты. Они допускают, что при массовом выпуске сотрудники попросту не успевали разрабатывать нормальный дизайн и печатали что-то нейтральное.

Да и без пиратства не обошлось. Известно, что «Мелодия» частенько использовала заграничную музыку. Причем руководство даже не задумывалось о том, что для этого необходимо оформлять авторские права. Из-за этого позже у фирмы возникли серьезные проблемы. В то время советский народ начал активно интересоваться зарубежной музыкальной индустрией, в частности джазом и буги-вуги. Нехватка записей привела к тому, что повсеместно стали открываться подпольные студии, которые производили свою продукцию на трофейном оборудовании.

Кроме этого, когда «Мелодия» решила продавать пластинки собственного производства за рубеж, то ее ждало огромное разочарование. Заграничные фирмы попросту отказывались законно приобретать советскую музыкальную продукцию. И объяснение этому очень простое. У СССР не было заключено ни одного договора международного уровня, который гарантировал бы защиту авторских прав.

Знаменитые заводы «Мелодии»

Как звучит главный закон экономики? Правильно: спрос всегда рождает предложение. А потому на территории бывшего СССР регулярно открывались новые заводы по производству грампластинок. При этом отдельно стоит выделить несколько из них:

  • Ташкент и Ногинск. Эти два города соединены вместе, поскольку имеют общую историю. В 1934 г. новый завод открывается в Ногинске, при этом уже через пять лет его оборот составляет примерно десять миллионов пластинок. А в 1941 г. его мощности переносят в Ташкент. Выпускаемая продукция в этих городах была, мягко говоря, невысокого качества.
  • Ленинград. Открытие предприятия состоялось в 1948 г., при этом функционировало оно на трофейном оборудовании немецкого производства. Выпускаемый здесь винил тоже не был высокого качества, однако у завода имелась собственная студия граммофонной записи.
  • Тбилиси. На территории Грузии завод был открыт в 1972 году, причем для производства музыкальной продукции в Америке закупили качественное оборудование. Покупка обошлась в триста тысяч долларов. Но, к сожалению, грампластинки по качеству были самыми худшими из всех, что выпускались в СССР.
  • Рига. Этот город называют второй столицей грамзаписи, поскольку первый завод здесь открылся еще в 1901 г. благодаря английской фирме «Граммофон». Здесь выпускали винил миллионными тиражами, который моментально разлетался. Когда началась Первая Мировая, завод закрыли, а в 1931 г. его работу возобновил один перспективный и талантливый студент. Предприятие имеет достаточно богатую историю, но главное, что в 1964 г. оно присоединилось к сети «Мелодии».
  • Москва. Здесь находилась главная студия, где специалисты составляли планы, продумывали стратегии, отбирали исполнителей. Предприятие изготавливало никелевые оригиналы, которые расходились по всем заводам «Мелодии». Главный упор делался именно на качество, поэтому заполучить пластинку московского производства для советского меломана было настоящей удачей.

Редко в какой советской семье не было граммофона или проигрывателя, а потому спрос на эту продукцию был невероятно огромным. Интересно, что «Мелодия» была монополистом вплоть до 1991 г. Потом всем известные события привели к тому, что предприятия стали независимыми фирмами. Кроме того, пришла новая музыкальная «эпоха»: кассеты, диски и т.д.

Rate article